Форум » Альштедт » Краткая история гарнизона Альштедт-2 » Ответить

Краткая история гарнизона Альштедт-2

Galina: Здесь мы восстанавливаем историю нашего гарнизона Альштедт-2. Если у кого-то есть информация о фактах с датами/фамилиями - выкладываем в этой ветке. Если кого-то интересует – "а когда было то-то?" – тоже спрашивайте здесь! Собранная и подтвержденная информация будет систематизироваться здесь, в заголовке. Обратите внимание на вопросительные знаки – давайте с ними бороться и заменять их информацией. Краткая история гарнизона Альштедт-2 [more] Строительство военной зоны городка началось (приблизительно) в 1962 году Аэродром был уже в 1963 году, но достраивался и до 1967 года считался запасным. В 1963 году были только КПП, караульное помещение, штаб, домик командира части и бараки: офицерский, солдатский, столовая-клуб. Шло строительство. В 1964 были построены 4 двухэтажных дома (все офицеры с семьями и сверхсрочники поместились в одном доме), столовая, клуб, который был общим: солдатский и офицерский (на первых рядах - дети, потом - солдаты, и в "амфитеатре" (два последних ряда) - офицеры. Ориентировочно в 1965 началось строительство школы и четырёхэтажных домов за дорогой (возможно это было в 1966). Первые приехавшие офицеры жили с семьями в одноэтажных бараках, которые стояли вдоль забора в одном ряду со старой санчастью, но дальше – в сторону Альштедта... В школу детей возили в Мерзебург. Но 2 года (1965-1967) в Альштедте работал филиал для начальных классов который находился в двухэтажном доме в двухкомнатной квартире. Учительница была (...Фаина Васильевна) на всех одна. В 1965 году в четырех (точнее трёх: учеников 2 класса не оказалось) классах учились 8 человек: 3 - 1-й, 3 - 3-й и 2 - 4-й. Массовое заселение первых семей в новые 4-х этажные дома 2 городка жилой зоны – началось летом 1967 года (перебазирование из Альтенбурга) Воинские части дислоцировавшиеся в военном городке Альштедт-2: – 294 ОРАП – в/ч п.п. 88298 – 225 ОВП – в/ч п.п. 94594 – ОБАТО разведполка – в/ч п.п. 88301 (отдельный батальон аэродромно-технического обеспечения) перебазирован в 1967 году из Альтенбурга, первый командир п/п-к Рожанский – обс РТО – в/ч п.п. 06985 (отдельный батальон связи и радиотехнического обеспечения) – ОБАТО вертолетного полка – в/ч п.п. 62407 – отдельный склад ГСМ - в/ч п.п. 63129 (склад горюче-смазочных материалов, дислоцировался отдельно в лесу между Винкелем и Лодерслебеном) – обс РТО – в/ч п.п. 79536 (отдельный батальон связи и радиотехнического обеспечения) – ЗРДН – в/ч п.п. 99934 (зенитно-ракетный дивизион, комплекс С-125) – 292 отдельная вертолётная эскадрилья РЭБ (с 1981 года и как минимум до 1985 года (может и более) До этого она была на аэродроме в Бердянске) – кто еще? 294 ОРАП летал на МиГ-21Р 3-мя эскадрильями до 1977 года, потом 1 эскадрилья переучилась на Су-17М3Р, две эскадрильи перегнали в Союз в Овруч на вечное сохранение (законсервировали). В 1978 переучили 2-ю эскадрилью на СУ-17М4Р и полк стал двухэскадрильным. 294 ОРАП: с 15.03.1951 года до 1953 года дислоцировался в Страусбурге; с 53 по 54 г.г. был переброшен в Неу-Велзов (Миг-15); с 54 по 57 г.г. опять Страусбург на Миг-15; с 57 по 67 г.г. дислоцировался в Альтенбурге ( Миг-15/Миг-21); с 67 по 91 г.г. – Альштедт, сначала на Миг-21Р, потом на Су-17 (модификации Су-17 М3Р и Су-17 УМ3). 294 отдельный разведывательный авиационный полк 16 воздушной армии (Вюнсдорф) на Су-17М3Р позывной "ТОНУС" – передислоцирован 21.05.1991 из военного гарнизона Альштедт-2, ГСВГ (ЗГВ) в СССР. 1-я эскадрилья и управление полка выведены в Карши (Турк ВО), самолеты 2 эскадрильи перегнаны в Крустпилс, личный состав 2 эскадрильи и инженерно-технический состав выведены в ЗабВО (инф. уточняется) на аэродром в Вазиани и в последующем расформирован. Еще во время дислокациив Альштедте (ориентировочно в 1990 году) полк был переформирован в 931-й орап и в его состав была включена 3-я эскадрилья Миг-25 (гарнизон Вернохайн). Командиры 294 ОРАП: ХОМЕНКО Владимир Савич 1963-1966 г.г.(годы жизни 28.07.1925- 3.09.1976 гг. Похоронен в Оренбурге) УШАКОВ Борис Аркадьевич – 19?? – 1969 г.г. (погиб на УТИ МиГ-15 при проведении разведки погоды в Мончегорске, Заполярье) АНТОНОВ Валерий Владимирович – 1969 - 1971 г.г. ЦВЕТ Евгений Александрович – 1971 – 1976 г.г. ЦИМБОЛИНЕЦ Михаил Иванович – 06.1976 - 11.1979 г.г. КУЦОКОНЬ Дмитрий Семенович – 11.1979 - 08.1980 г.г. (генерл-майор, погиб в ЗабВО) УТЕМИШЕВ Анатолий Магометьярович – 08.1980 - 03. 1983 г.г. (умер, похоронен в Одессе) п-к ГРАЧЕВ Станислав Николаевич - лето - осень 1984 г. ПИВОВАРОВ Юрий Ефимович – 1985 - 1987 г.г. п-к КИРИЧЕНКО Александр Михайлович – 1987 - 1991 г.г. Начало базирования 225 отдельного вертолетного полка в военном гарнизоне Альштедт-2 (в/ч 94594 и ОБАТО в/ч 62407) – 1985 г. 225 отдельный вертолетный полк 1 гвардейской танковой армии (Дрезден) на Ми-24 и Ми 8ТВ – передислоцирован из военного гарнизона Альштедт-2, ГСВГ (ЗГВ) в Протасово, Московский военный округ – 25.05.1991) Командиры: - Восьмилетняя школа ГСВГ №115, затем – средняя школа ГСВГ №66. Начало занятий в восьмилетней школе ГСВГ № 115 – 1967 год (до постройки школы занятия проводились в двухкомнатной квартире двухэтажного дома №1 около солдатского клуба). Первый выпуск восьмилетней школы №115 – июнь 1968 г. Окончание проживания семей в бараках на территории части – 1978 г.(?) Начало занятий в десятилетней школе №66 – январь 1987 г. (информация с гостевой альштедского сайта) В 1986 году в альштедской школе в качестве експеримента ввели нулевые классы или классы шестилеток. Смысл сводился к тому, что первый год был как бы переходным между д/садом и школой. Программа 1-2 класса как бы растягивалась на 3 года... Было набрано три 1 класса: один класс семилеток и два класса шестилеток - 1А н и 1Б н . Школьники называли старая школа (2-х этажное здание) и новая школа (4-х этажное новое здание)). 1 сентября 1986 года здание новой школы уже было построено, шла отделка. Первые полгода нового учебного года учебный процесс шел практически без изменений. С 1-8 классы учились в старой школе (1 класс семилеток). Старшие классы ездили в школу в Галле. А мы, шестилетки, учились в двух квартирах в 17 доме (первый от офицерского кафе - дома вертолетного полка за клубом офицеров. Вместе с новым зданием школы построили и потрясающий спортзал (находился отдельно от школы, располагался около забора за новым зданием школы). Новую школу открыли в начале второго полугодия 1986-1987 учебного года. После открытия нового здания, туда переехали с 5-10 классы и 1 класс семилеток. Старое здание восьмилетней школы №115 было отдано под начальную школу. В новом здании была столовая, в которой питались все школьники. В подвальном помещении, рядом с мастерскими, где проходили уроки труда, была раздевалка для начальных классов. А еще малыши ходили в новое здание на уроки пения. Новогодние утренники проходили в спортзале. Там ставили большую елку. Последний выпуск средней школы №66 – апрель 1991 года (1990-1991 учебный год был укорочен, школьники закончили учиться в апреле). ДИРЕКТОРЫ ШКОЛЫ: Первый директор – СМИРНОВ Алексей Геннадьевич 1967 - 1971 МАГА Игнат Данилович – 1971 – 1975; ГАПЛЕВСКИЙ Юрий Павлович – 1975-1979; ЛЕВШИН Юрий Михайлович – 1979-1981; ЖГУЛЕВ Геннадий Николаевич – 1981-1982; НАБИ Рамазан Рамазанович – 1984-1985; ГОНЧАРОВА Ольга Васильевна – 1985-1986; КИТОВА Татьяна Григорьевна 1987-1988; БОНДАРЕНКО Юрий Михайлович – 1989-1991; Отъезд последних семей из гарнизона – 1991 г. (??) Завершение передислокации всех воинских частей (передача территории в ведение местной власти) – 19?? г.[/more]

Ответов - 152, стр: 1 2 3 4 5 6 All

Deema: Мы как-то говорили об истории гарнизона... Неплохо бы учинить такую ветку, в заголовке которой перечислить основные вехи. Предлагаю для старта вот такую краткую историю (см. ниже). Давайте так и опубликуем – с вопросительными знаками, а народ будет комментировать и уточнять через модератора даты и дополнять существенными вехами. Мне вот очень интересно – как и когда "заканчивался" Альштедт-2, какой выпуск школы был последним?

meri: Насколько я понимаю,это полк и батальон,но как расшифровывается не знаю. "О" наверное отдельный.ОРАП-отдельный разведывательный авиационный полк ОБАТО -отдельное боевое авиационно-техническое обеспечение. Пусть ребята меня поправят,если я не права.

Deema: Прошу прощения, не расшифровал (т.к. это мы обсуждали на форуме с год назад). ОБАТО - Отдельный батальон аэродромно-технического обслуживания. meri почти угадала :-) А ОРАП - точно так!


meri: И я присоединяюсь к благодарностям Диме. Он первый сформулировал список вопросов для составления истории нашего гарнизона.Теперь остается заполнять "пустые места",даты и расширять ее расказами очевидцев.

Nadya: Вопросы Дима хорошие поставил. Это в его традициях. Похоже, будет отдельная история гарнизона. Ребяты, активнее стпрашивайте ваших ныне здравствующих отцов, они многое помнят и ответят хотя бы на часть вопросов.

OlegP: Первый командир полка-п-ник Ушаков( потом Антонов и Цвет) Первый командир ОБАТО- п/п-к Евтеев после него п/п-к Бедило

Nata-0803: Ребята всем привет!Хочу внести некоторые поправки в предложеный Димой раздел-история полка.Мой отец п.п Кононов Л.П.был замом Цвета,а отчество Цвета-Александрович.Оказываеться с нашим полком у моего отца,давняя история.Мой отец с 1955 по 1962г. служил в Альтенбурге в 256 истребительном полку,с ними же и базировался 294-разведывательный.Так что в Альштет этот полк был переведен не с Альтес-Лагеря,а с Альтенбурга.В те 50-е годы в разведовательном полку начинал свою службу космонавт А.Леонов,как папик мне рассказал,они с ним были заядлые бельярдисты и бились каждый за свой полк,а через годы и отец оказался в этом же полку,но уже в Альштете.А в 1975г. в полк приезжал Леонов,в полк в котором начинал службу,тогда отец с ним снова свиделся.Что еще у отца спросить честно говоря не знаю.Но он готов ответить на все вопросы,был очень рад помочь и предает всем большой привет от старой гвардии. Наташа.

Galina: Вот немного об истории от Люды Антоновой: Ну, если по порядку... Орап 294 перебазировался из Альтенбурга в Альштедт в районе 65-67 годов.разведывательным полк был уже в Альтенбурге. Командиром был Ушаков Борис Аркадьевич. Отца (понятно, с нами вместе) перевели из Кётена в 1968-м зам. комполка, в 69 он стал командиром. Антонов Валерий Владимирович.годы службы - 1968-1971. А потом пришел Цвет... Где-то у нас есть фотка, на которой Ушаков сообщает отцу о назначении на должность. После полетов, так что у папы довольно живописный вид, в высотном полетном костюме. Полк прибыл, уже имея новую технику - МиГ-21Р, так что переучивание пошло днём и ночью во всех отношениях. И в этом плане мне непонятны упоминания на сайте о МиГ-17 в гораздо более поздние времена. И отцу тоже. Нашла фотку нашего великолепного Гайдая, командира Альштедского обато (знаешь, что это?), человека, чьими стараниями у нас выстроили Дом офицеров, достойный Вюнсдорфа, а не скромного разведполка

Василий: Galina пишет: мне непонятны упоминания на сайте о МиГ-17 скоре всего, это просто досадная опечатка! Видимо нужно читать -Су-17р. Думаю, что Михаил Иванович поправит меня, если я ошибаюсь, но как мне помнится, имено при нем в 78-79 года наш полк преревооружился на новую технику Су-17! Это отдельная история! Я помню, как наши летчики прощаясь перед отправкой Мигов в Союз, прощались с альштедским небом такое вытворяли!!! И еще, мы учились в 7-м классе и наш класс находился на втором этаже над 8-м и,видимо весной 79-го на уроке алгебры у Юрия Павловича, я отвечал у доски, были полеты и прямо из окна мы могли видеть взлетающие Сушки!, что, если помните, Миги себе позволить не могли. Но на уроке отвечать было невозможно, приходилось ждать, когда уходящий на форсаже самолет скроется из вида и гул немножко стихнет!

Deema: Народ, кто возьмется помодерировать? Галя, Василий? Я тут первые поправки внес в первоначальный текст (см. ниже). Надо его все-таки выложить в заголовочный пост, чтобы просмотр темы начинался с этой таблицы. И там его править по мере поступления инфо. Это направит обсуждение на ЭТОЙ ветке в сторону заполнения пробелов в систематизированной истории, а не просто воспоминаний, для чего у нас есть общая ветка. Краткая история гарнизона Альштедт-2 Начало строительства аэродрома – 19?? г. Поселение первых семей в жилой зоне – 1967 г. (перебазирование из Альтенбурга) Первые воинские части: – 294 ОРАП в/ч 88298 - ОБАТО в\ч 88301 - связисты - ? - ГСМ - ? - кто еще? Первый выпуск восьмилетней школы №115 – июнь 19?? г. Окончание проживания семей в бараках на территории части - 19?? г. Начало базирования вертолетного полка – в/ч 94594 и ОБАТО в/ч 62407 – 1985 г. Перевооружение 294 ОРАП с Миг-21Р на Су-17М3Р -19?? г. Начало занятий в десятилетней школе №66 – сентябрь 19?? г. Последний выпуск школы №66 – июнь 19?? г. Отъезд последний семей – 19?? г. Завершение передислокации всех в/ч (передача территории в ведение местной власти) - 19?? г. Командиры 294 ОРАП: Ушаков Борис Аркадьевич - 19?? – 1968 г.г. Антонов Валерий Владимирович - 1968 - 1971 г.г. Цвет Евгений Александрович - 1971 - 19?? г.г. Цимболинец Михаил Иванович - 19?? - 19?? г.г. ???? - 19?? - 19?? г.г.

Василий: Добавил в список командиров полка, которые были после Михаила Ивановича (с его слов)

Василий: Сегодня на ОДНОКЛАССНИКАХ обратился к служившим в нашем городке в разное время, в разных воинских частях с просьбой помочь информацией о командирах и в/ч. Будем надеяться, что народ не останется к этой просьбе безразличным! Кстати, там же перечислены такие номера в/частей: 62407, 63129, 79536, 94594, может из наших кто помнит, что это за части? (полк и ОБАТО я не указывал т.к. они уже нам известны)

Василий: Получил сообщение от Алексея Затеева, служившего в нашем разведполку 88-91 г.г. Командиром полка был п-к Кириченко, вертолетный полк вывели в Союз марте 1991 года. Надеюсь вспомнит еще что нибудь.

Сергей: Если напишу что-то неправильно, то "прошу меня ногами не бить". Я в авиации не спец, поэтому пишу, что есть. 225 отдельный вертолётный полк (Альштедт) П\П 94594 (Василий, у тебя в последнем посте - скорее всего ошибка) полк армейского подчиненя ( 1 гв ТА) позывной Тонус, имел на вооружении 40 боевых вертолётов МИ-24 и 25 (или9?) МИ-8. выведен 25.05.91 г в МВО, Протасово.

Василий: Спасибо, Сергей! - неутолимый ты наш труженик! Откровенно говоря, не хотел тебя утруждать, зная насколько ты загружен, ну раз уж сам подключился - тогда помогай! С твоим то опытом мы точно всех победим! У меня действительно закралась ошибка, уже исправил, спасибо!, и за информацию тоже тебе благодарность от всех альштедцев!, добавляю по вертолетному полку!

Василий: Анатолий Осадчий уточнил по некоторым воинским частям и технике, дополняю. И кое что, собрал с веток альштедского разведполка

Сергей: 294 ОРАП подчинялся 16 Воздушной Армии. Полк выведен в Союз 21 мая 1991 года. Ещё одна в\ч 99934 (Альштедт) - проходит как зенитно-ракетный дивизион.

Василий: Спасибо, Сергей! Все верно и о ЗРДН с комплексом С-125 я информацию снял с альштедской ветки. Но вот впрос?, был ли выпуск десятого класса в в Альштедте 91-м. Выведен 21-го мая, меня удивляет, Сергей! Я точно помню, что в Альштедте я был в районе 17-го мая 1991 года, привозил им в гарнизон двух таможенников, которые проводили "досмотр" контейнеров и сразу же на месте их пломбировали, что давало право "сквозняком" прогонять их через Брест! (они были из Мариуполя, старый - Алексеевич, и молодой - Олег, а меня командир полка приставил к ним старшим, как знающего язык, дороги, немецкие порядки и назначил старшим "Таблетки"!, так что поколесили мы с ними в окресностях Галльского округа ОГ-ГО-ГО!) Но поездка в родной Альштедт, была для меня тогда знаковой! Семья была уже в Союзе, точно помню, что из наших дивизионных частей в Тоцкое выходил последним - артполк. Я летел 29 мая 1991 года из Мерзебурга последним бортом нашего танкового полка вместе с командиром полка п/п-ком Сотниковым В.И. и я был начальником караула по охране Боевого Знамени полка!, один с оружием в самолете и через границу! Поэтому, возможно, что летчики нашего альштедского разведполка - технику и перегнали в Союз к указанной тобой дате, а вот гарнизон сам как долго еще сдавали!, семьи когда уехали - это вопрос. Может, Сергей, 21.05.91 - это лишь сухая дата из общего плана-графика вывода воинских частей и соединений из ЗГВ? Хотя - за каждой датой и клеточкой, конечно же стоял конкретный исполнитель и ответственный. Послушаем, что скажут те, кто выводлился в 91, может они прояснят ситуацию. Ну а тогда в мае 91-го, честно сказать, я ведь все ключевые точки пробежался тогда по городку! Без фуражки, прада!, не стал пугать альштедский народ своим черным околышем! А то еще объявили бы "чужого" старлея шпиЕном! Но я успел побывать в родной 115-й школе, в новую не заходил, не тянуло да и не знал - зачем!, был в ГОКЕ, забегал даже на второй этаж в танцевальный зал, почему то совсем не помню новую кочегарку, которая очень хорошо сейчас видна в записи на диске, и, конено же смотрел в свои и другие знакомые мне окна! .... бегал по тропинке на Винкель мимо большой горки, в буковую рощу...но то, что вырезал когда то мальчишкой ... тогда уже заросло ... специально останавливал машину на переезде и ходил смотреть надписи на шпалах, которые показывала на фото Лена Бояркина!...и не увидел их через 11 лет!, а мужики в машине так и не поняли, чего я мечусь как ужаленный! им этого было просто не понять! ... так вот оно и прошло у меня.... повторное прощание с Альштедтом через 11-ть лет!

Николай: Прочитал, посочувствовал, позавидовал, восхитился, расстроился. Не каждому судьба подбрасывает такое стечение обстоятельств. А передать, какими это всё бывает окрашено эмоциями, невозможно. Нам для этого прямо хоть собственный словарь заводи с обозначением того, какое слово что означает. Мы переживали специфическое состояние, которое отдаленно соответствует словосочетанию “предчувствие потери”. Верно говоришь, не всем дано нас понимать.

OlegP: Галя, прочитал у тебя цитату насчет Гайдая. Он был начальником клуба. А командиром ОБАТО во время строительства клуба был подолковник Евтеев, который перешел на должность командира технического полка в Мерзебург( была и такая структура в ВВС), а после этого служил на должности зам. командующего воздушной армии по тылу в Одессе. Но при этом колоритная фигура Гайдая запомнилась на всю жизнь. Достаточно вспомнить его шлягер "Железный шлем, деревянный костыль....."

Сергей: Мужики! Вас и Ваших отцов.. Лётчиков... Вертолётчиков..

Сергей: Получил предварительную информацию.. Так как она не из архивов МО, то верна не на 100%, но это лучше, чем ничего. 294 ОРАП с 15.03.1951 года дислоцировался в Страусбурге до 1953 года. Потом был переброшен в Неу-Велзов (Миг-15) до 1954 года. Потом с 54 до 57 г опять в Страусбург (?) на Миг-15. С 1957 по 1967 в Альтенбурге ( Миг-15\Миг-21) и с 1967 по 1991 в Альштедт сначала на Миг-21Р, потом на Су-17 (модификации Су-17 МзР и Су-17 УМ3), потом передислоцирован на аэродром в Вазиани и расформирован.

Василий: Спасибо, Сргей!, ты настоящий друг! При любом раскладе после уточнения информации мы просто внесем правки, так что не волнуйся!

Василий: Алина прислала информацию по командирам, добавил

Сергей: Получил новую предварительную информацию (требующую уточнения) проверять будем по ходу написания истории, так как скрывать её от вас - до получения подтверждения или опровержения - нет смысла. 931-й Отд. Гвардейский Пражский орденов Суворова и Кутузова РАП (в/ч п.п. 82377) ВВС ГСВГ, с 25.02.1988г. (1-я АЭ МиГ-25рб, МиГ-25ру, 2-я АЭ МиГ-25бм, МиГ-25ру, 3-я АЭ 1 Су-24мр), в 1990г. передислоцирован с аэродрома Вернойхен, а летом 1991г. выведен в Союз, (передислоцирован на аэродром Карши). И если можно рекомендация... кто помоложе, спрашивайте своих отцов, они всё раскажут, тем более некоторые наверно ещё служат и помнят свои личные дела.

Василий: Спасибо, Сергей, но извини за вопрос - этот полк, тоже дислоцировался в Альштедте? А, мне Ирина Утемишева написала о своем отце, который командовал нашим альштедским полком, к сожалению время безжалостно забирает людей, Утемишев Анатолий Магометьярович умер от инфаркта в 1992.

Сергей: Мне дали эту информацию, что этот полк около года перед выходом в Союз - был в Альштедте. И только что получил ещё сведения, которые, как говорил, требуют проверки. 1970-1985 ?-й ово (позже -> 327-я овэ) (57-я гв.мсд) 1981-1985 - 292-я овэ РЭБ , А ваш 225-й ОВП был в Альштедте с 1985 года

Сергей: В 294 ОРАП было 29 СУ-17, из них 24 СУ-17МзР и 5 СУ-17УМ. Полистал ваши темы, вроде бы нет такой фото. Если есть то уберу. На ней справа комполка Цимболинец, слева Гордиенко. 1980 год.

Василий: Спасибо, Сергей, но если это в Альштедте, то год это -1979, Алина писала, что в декабре 79 они уехали к сожалению из городка.

Алина Ц: Цимболинец Михаил Иванович: Cтроительство аэродрома началось прибл. в 65г., потому что в 66 уже 100% садились самолеты, сначала аэродром был запасным. Куцоконь Дмитрий...? На МиГ-21Р мы 3-мя эскадрильями летали до 77 года, потом 1эск. переучилась на Су-17М3Р , две эск. перегнали в Союз в Овруч на вечное сохранение (законсервировали). В 78г. переучили 2-ю эск. на СУ-17М4Р и полк стал двухэскадрильным. Василий пишет: мы могли видеть взлетающие Сушки!, что, если помните, Миги себе позволить не могли. МиГи тоже такое могли, но в то время Сушки отрабатовали полеты на малой высоте, а на МиГах мы летали и на 10-15м!



полная версия страницы