Форум » История и боевой путь дивизии » История гарнизона в Хайде (г.Галле) Часть 1 » Ответить

История гарнизона в Хайде (г.Галле) Часть 1

Сергей: Начинаем публиковать материалы по истории гарнизона в Хайде (г. Галле) Думается мне, что тема очень интерессная! Во всяком случае, на некоторые вопросы,которые задавались на форуме, уже можно будет ответить. Да и честно говоря -интересно смотреть фото нашего гварнизона до 1945 года. Здесь хочется сказать СПАСИБО - Франку Шееру, немецкому историку из г.Галле, который давно изучает этот материал и сейчас делится им с нами, благодаря нашему товарищу Бернду Буднику познакомившему меня с Франком. Я в свою очередь, передаю материалы по истории дивизии. Фото, с всеобщего согласия, буду здесь публиковать в "полный рост".. Так как это исторические фото и здесь есть что рассмотреть в улучшенном изображении. (Это мне поверьте!) Итак, вперёд!!

Ответов - 276, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All

Сергей: Но туннель тоже был!!! Начинался он возле больницы.. Был не менее 330 метров!Где он начинался и точные координаты у меня тоже есть, даже с пометкой на старой карте!! Но об этом позже.. Ну как без интриги???!!

Сергей: Благодаря нашему немецкому товарищу Франку Шееру, (Спасибо Франк!!! поправки твои получил, буквально только что) немного поправляю свои сообщения по своему посту. Итак... Мой перевод на название поля Rieselfelder справа и выше пруда, как ОРОШАЕМОЕ, дословно правильное, но по сути не верное. Франк сообщил, а я перевёл, что.. Такое поле использовалось как очистное сооружений для очистки сточных вод. Сточные воды просачивались в почву и ингредиенты механических присоединялись к частицами почвы. Так фильтруется вода затем сбрасываются в пруд или в реку. И добавление Франка. В больнице Нитлебена - санитария и обеспечение водой было большой проблемой. Сточные воды впитывались в поле и через пруд уходили в реку Заале. Питьевая вода бралась специальной насосной станцией рядом из реки Заале. Всё это привело к вспышки холеры в 1893 году. И только после этого питьевую воду стали брать из глубоких скважин. Были также построены очистные сооружения и сточные воды перестали сбрасывать в Заале.

Сергей: Перед тем, как расскажу про туннели и аэропорт (аэродром) пару слов о Нитлебене. Иначе не очень будет понятно в дальнейшем. Итак... Нитлебен… Деревня была основана на южной окраине города, в районе леса Dölauer Хайде, впервые упоминается 1371-м. Это была деревня фермеров и колонистов. Позже здесь была развита промышленность, связанная с добычей лигнита и цемента. ( Лигнит это бурый уголь, из которого делали брикеты и мы топили им в печках в Галле. Вот к добыче угля все Туннели на территории гарнизона и имеют непосредственное отношение.) Этих отраслей сегодня у же не существует. И вот на южном краю Dölauer Хайде родился в 1920, город-сад Nietleben. Который в 1950 году присоединился к городу Галле. Ранее здесь было очень много виноградников. В 1795 году здесь располагались только 4 дома. Потом здесь после изучения почвы нашли много глины и построили кирпичный завод. Заводов позже стало пять. Работали они и после первой мировой войны. Кирпича производили столько, что говорят половина Галле построено из этого кирпича. Здесь же в Нитлебене было 2 завода по производству цемента. . Кстати, всем известное Хайдезее, это ничто иное, как результат открытых разработок угля, а впоследствии затопления этих карьеров. Добыча происходила здесь с 1826 по 1931 года. Да пожалуй, все озёра в Галле не природные, а результат затопления шахт и ям от разработок полезных ископаемых До 1928-1929 года воды в Хайдезее не было. Но грунтовые воды поднимались и всё это заставило прекратить добычу угля. Глубина Хайдезее в среднем от 3 до 4 метра, в некоторых местах до 13 м. А озеро Грабзее названо по имени немецкого промышленника Карла Граба, который основал здесь фирму «Граб и сыновья.» Первоначально Graebsee, иногда Bruchsee это яма, которая осталась от прежнего завода по добыче портландцемента Карл Граб основал в 1921 году паровую лесопильню и фанерную фабрику на берегу этого озера. Граб и сыновья предложили в 1936 году для жителей так называемые «Семейные ванны» То есть организовали в кристально чистой воде купальню, со всеми необходимыми атрибутами: огороженные водные дорожки, погружные водные платформы, раздевалки, охраняемые парковки, ресторан. В день тут было до 5000 отдыхающих. В начале 50-х годов у Джона Граба фабрика была конфискована, и он уехал в Западную Германию. Но с помощью нанятых им платных поджигателей в октябре 1952 года фабрика и близстоящие сооружения купальни сгорели и в результате засорения мусором, хламом оставшимся от пожара - купаться стало опасно Тогда и возник в начале 60-х годов вопрос о строительстве новой купальни. Выбор пал на Хайдезее - озеро, где мы постоянно купались и фото я уже помещал ранее. Где в скором времени и была открыта новая купальня.


Сергей: К северу от поселения Feldschlösschen ( видна надпись возле аэропорта на карте, снизу примыкает небольшой квадрат. Справа заштриховано место психбольницы.) в 1920 г появилась взлётно посадочная полоса и ангары в аэропорту Галле-Нитлебен. Вначале аэродром занимал круг диаметром 600 метров. Ангары были 50 на 22 метра, высотой до 10 метров, что позволяло держать здесь любые типы самолётов того времени. Официально первый самолёт взлетел на аэродроме Nietleben 15 августа 1925 года. По другим данным - 1 Июль 1925 был открыт регулярный рейс Берлин-Веймар-Франкфурт /М. И если в первый год существования аэропорта за день было до 10 авиарейсов, то уже в последующий год - 4750 рейсов и перевезено 8 803 пассажира. . Летом 1926 года аэропорт Nietleben имел связи с 14 авиакомпаниям мира и претендовал на довольно значительную роль в перевозках. . Фирма «Аэроллойд» связала Галле с Берлином , Лейпцигом, Мюнхеном, Инсбруком и Штутгартом. Но после строительства аэропорта Лейпциг-Галле в Schkeuditz из-за конкуренции аэропорт Галле-Нитлебен был закрыт. К тому же из-за больших паводков и разлития реки Заале аэродром мог не работать до 3 недель в году. Воздушная фотография показывает места начиная с 1926 года. Вот на первом и втором снимке ясно видно расположение больницы. Виден крестообразный дом. Рядом уже известная нам водонапорная башня. Сразу за ангаром на фото видно поселение Feldschlösschen. Всё это почти рядом с будущим местом 28 танкового полка. Ну а это более ранние фото аэродрома.. И ангары аэродрома.. В 1935 году аэропорт был отдан в ведомство военной школе связи под военный аэродром. Который был сильно увеличен. Взлётно-посадочная полоса стала длиной 1600 метров. Было построено много различных зданий и сооружений. В 1947 году большая часть была снесена советскими военными. Более подробно об аэродроме, а так же карту 1940-х годов, чуть позже. И самое главное, расскажу о том какое участие принимал аэродром во второй мировой войне.

avakum: Сергей какой ты МОЛОДЕЦ.У меня аж нет слов....

Николай Андрощук: С тунелями ище много неясного. Ище бало два вы хода, один в районе железнодорожной ветки и по всей видемости она когдато шла к виходу тунеля, а второй в парке РМО, там все было залито водой мы пробовали откачать но практически без результата, пробовали нырять но все что увидели то ето просторное помещение с каким то оборудованыем.

Сергей: Николай Андрощук пишет: С тунелями ище много неясного Но я про туннели по сути ещё и не начинал рассказывать! Так что не спешите делать выводы! Информации у меня достаточно, причём из первоисточников ( с фото и картами из архива г.Галле) так что, практически все домыслы и слухи можно будет отмести. Хотя не исключается, может быть какие-то небольшие сведения кто-то и добавит. Но хотелось бы точных сведений основанных на каких-то источниках, а не " Ваня мне рассказывал". Так в частности Владимир Мельников либо не читает эту тему, либо пытается составить альтернативу этой теме ( В теме границы гарнизона Хейде) и пытается дать материалы которые уже есть в этой теме ( а может просто повторяет их?) Причём хочет всё знать "форсированным! способом!" И любое моё высказывание - понимает как давление на него. Написал не в теме и пишет - прошу не удалять!! Я уже устал от подобного. Не хотелось чтобы было дублирование тем! Заходите, пишите здесь, давайте свои факты - обсудим. Никому никто не запрещает писать и здесь в том числе. Поэтому и пишу с прерывами, чтобы тот, кому интересно и что-то знает - добавил, рассказал. Я ведь об этом прошу всех!! Ну не виноват же я, что знаю немного поболее других?? Может быть что-то и мы сможем добавить в архив г. Галле?? Так в частности про туннели я искал инфо не менее полугода. Потом Информацию из архива Галле ждал не менее месяца. История быстро не делается. Тем более написать её в нескольких сообщениях... Начинаю.. Если вы внимательно смотрели карту от 29.01.2010г, то могли увидеть выше от Feldschlösschen и справа от лётного поля - пунктирная стрелочка и надпись по немецки - Туннель. Вот с этого я и начал свои исследования по Туннелям. Посмотрите на первое фото (после карты) там слева от крестообразного дома и водонапорной башни видно какое-то тёмное очертание какого-то предмета. Вот примерно в этом месте и был позже обнаружен один из входов в Тоннель. Я начал "копать" всё материалы , но в открытых немецких Интернетовских источниках нашёл маловато. Причём при сопоставлении с данными, которые я получил позже, кое-какие даты, координаты не соответствовали действительности. (То же самое касается и истории военной школы связи. Как мне сказали многие архивные документы были утеряны, уничтожены...) Так вот по туннелю.. У меня тогда появилась скудная информация, что туннель этот относился к рельсовой дороге которая соединяла шахты по добыче угля в Нитлебене и шла к заводу по изготовлению брикетов, составляла около 2.5 км и была сделана (дорога) не позже 1930 года. Но позже эти сведения у меня по другой информации - изменились, причём существенно. Дорога называлась дословно в переводе с немецкого -Лошадиная рельсовая угольная дорога ( так как перевозки угля происходили с помощью повозок, телег запряжённых лошадьми) А так как местность в районе Хайде была холмистая, то часть дороги прошла под возвышенностями. Туннель имел длину около 330 метров.Тут же давались и координаты входа в Туннель. Вот они.. N 51°29'30" E 11°55'54". Это в районе Helene-Stöcker-Platz. Что бы вас сориентировать ( не утруждать вас лазанием по картам , выискиванием координат ) - показываю сам) Вот одна из первых ссылок, которую у нашёл в немецком ИНЕТЕ, и данные из которого я уже привёл выше. Но более точную инфо я получил позже из архива Галле, а точнее от Франка Шеера. Спасибо! Франк! Но пока по порядку...

Sergei: Сергей,на этом месте располагался ПАХ (хлебопекарня.Вероятно.самое закрытое для мальчишек место.Да и офицером.попадал только в спортзал.

avakum: Серёга ,ты чутка не прав ПАХ располагался 200 метров от церкви(спортзала).И на снимке это будет примерно в 150-200 метров,строго на 3 часа....

Сергей: Написать про ссылку написал, а дать её подзабыл.. Кому интересно смотрите. Это про все водные, железнодорожные пути в Галле . Имеется в виду самые старые. Но опять же повторяюсь, не всё оказалось достаточно правильным. Я в данном случае полагаюсь на Франка Шеера, как на достаточно компетентного человека. http://verkehrsrelikte.uue.org/bahn/int/halle.htm

Sergei: Может ты и прав.Тогда гдето здесь должен был быть тир.Но там .пацанами мы облазили все.думаю,что тпрритория ПАХа захватывала этот туннель.Нет?

Сергей: Продолжим... Pferdebahn der Grube „Neuglücker Verein“ Дословно.. Лошадинная дорога ямы (шахты) - " Общество Новое счастье" Хотя возможны и другие переводы Постараюсь коротко, выборочно иначе не хватит места всё писать.. Опять же возможны неточности в переводе. Извините.. В 1847 году солидные покупатели угля, требовали не только добычи его, но и отправки по назначению. Соответственно в эти года уголь добывали в Нитлебене, ( номер 1) вывозили на площадь ,( номер 2) а дальше как знаешь. ( некоторые мои вольные, литературные переводы для простоты понимания.) И в 1855 году Лошадинную дорогу начали продлевать до реки Заале. 25 сентября 1857 года она была построена. Один туннель ( №3) был около 330 м, был возле провинциальной больницы ( я просто её называю психбольницей) Второй (№ 4) был около 80 метров, располагался за дорогой Хайдеаллее, под будущими зданиями университета и дорога выходила возле Заале, (№ 5) недалеко от Лебединного моста ( иногда в те времена мы его называли мост Дружбы) на Пайсниц. Туннели помечены красным цветом.Дорога существовала примерно до 1919 года и с появлением летного поля, и наверное с уменьшением добычи угля - прекратила своё существование. Кстати сама эта карта по состоянию на 1931 год. А Франк уже своей рукой пометил эту дорогу.

Сергей: Вот карта по состоянию на 1879 год. И расположение туннеля возле больницы.

Сергей: Это по состоянию на 1911 год, возле больницы.

Дмитрий69: Мужики, а не находилось ли выделенное Сергеем место туннеля на Гугловском снимке на территории парка№1 танкового полка? "Тревожные" ворота возле нашего ПТОРа выходили на дорогу, на право дорога вела в ПАХ, а на лево-развилка в ТП и в "центр" дивизии? Ком. роты Лавцевич жил на против "тревожных" ворот через дорогу...Ну если не в парке, должно быть гдето рядом

Сергей: Дмитрий69 пишет: Мужики, а не находилось ли выделенное Сергеем место туннеля на Гугловском снимке на территории парка№1 танкового полка? Давайте уточним это чуть позже, тем более именно это место немного не соответствует действительности. Тому есть подтверждение. Подождите. Давайте по порядку.. Если не возражаете. Вот каким образом это происходило. Это гравюры , которые передал мне Франк Шеер, а точнее для нас.

soldat: Однажды из затопленного подвала ЗРП , вход в который был за комнатой дежурного по полку , вылез немец-бомж . После допроса выянилось что он залез в тоннель аж в районе Вермлитц , долго блуждал и вышел на свет только в расположении полка .

Владимир Мельников 3: Получается, что тоннель проходил под гаражом комендантской роты или под клубом артполка, далее через парк к генеральской гостинице. Нам ведь наш взводный рассказывал, что в нашем боксе стояли самолёты и их в конце войны, выкатывали перед боксами и плита опускалась и самолёт цепляли крюком электровоз и тащил за город. Получается тащили под стадионом там за территорией части они взлетали. Тут Евгений из комендантской роты тоже писал, что у стадиона построили два дома. Так вот, если это те, что в 1981 году начали строить, то про тот тоннель могла идти речь, хотя я там сам не был, но наши бегали туда смотреть, как заполненный водой по колено тоннель с рельсами и плавающими касками, открылся при копке котлована. Они туда спускались в сапогах АЗК. Мы ещё подумали, вот на гранату или мину ржавую и к Богу в рай. Ну его к чёрту, до дембеля дожить хочется. Не знаю глубины залегания того и этого тоннеля, но почему бы не воспользоваться готовым и не расширить для такого дела. Ещё говорил взвоный, что в Галле был единственный подземный танковый полигон, не знаю верить ли этому. Но, что в Галле делали самолёты для связи это точно. Может и завод был подземный именно по сборке самолётов.

Владимир Мельников 3: Я наложил один план на другой. Тоннель проходит точно через ГДО и столовую и практически рядом с клубом артполка и нашими боксами. Возможно от боксов шла выработка к тоннелю, и сказанное нашим взводным близко к истине. Можно от здания штаба сориентироваться по казармам и боксам и с достоверной точностью определить, где проходил тоннель. Также даю ссылку на перевод страницы того, что было на месте дивизии. http://translate.google.com/translate?js=y&prev=_t&hl=ru&ie=UTF-8&layout=1&eotf=1&u=http%3A%2F%2Fwww.scheer-halle.de%2Fhlns%2Fhlns_nav.htm&sl=de&tl=ru

Сергей: Туннель не проходит через ГДО и т.д. Есть точное расположение данного туннеля с обозначением его под какими домами он проходит, на какой глубине и даже на сегодняшней карте Гугла можно найти следы, точнее виден один из выходов. Есть и другие фото входов и выходов данного туннеля. Фотографии внутренностей туннеля, сделанные уже после выхода дивизии из Галле. В наших планах - хотелось всё по порядку и подробно в том числе и по месту нашей дивизии... Изыскания эти проводятся совместно с Франком Шеером.. Так что прошу не спешить и не опережать события, как это принято ранее на форуме. Кстати. господин Мельников В! Переделайте, пожалуйста, ваше наложение плана. Уменьшите его. Так как ваше сообщение выходит за рамки экрана. Это осложняет чтение данной страницы. Плиз!!

Владимир Мельников 3: Сергей, если ты не против, я ссылку в переводчике выложу, так на мой взгляд и историческая достоверность сохранится и читать удобнее. Не все владеют шпрехен зи дойч. http://translate.google.com/translate?js=y&prev=_t&hl=ru&ie=UTF-8&layout=1&eotf=1&u=http%3A%2F%2Fverkehrsrelikte.uue.org%2Fbahn%2Fint%2Fhalle.htm&sl=de&tl=ru

Владимир Мельников 3: Ребята, посмотрите на карту и ведь если вы сможете отделить и снова наложить два кадра, то у Вас то же самое получится. Второе, карта это тоже примерное расположение. Карты городов намерено искажены и не отвечают истинному положению. Сделано это намерено картографами с целью защитить города от бомбёжки и обстрелов. Я уверен, тоннелей кроме основных, всегда было и несколько аварийных и обходных, а так же были и отводки, для выполнения спасательных операций и хранения строевого леса, разных канатов и запасных частей. Во время приближения фронта копали и закладывали и базы продовольствия и амуниции и госпитали и чёрте, что.

avakum: да давай.Опережу тебя по Вюнсдорфу ,вся подземка там засыпана.Там был большой подземный танковый завод.Но солдаты стали пропадать в лабиринтах и всё почти засыпали,а что не засыпали было затоплено.К артиллерии имею очень далёкое отношение,т.к.БУиАР дивизии,а не 58 арт.полка. Ближе к разведке ,в БУиАРе с полгода и служил,1,5-2 месяца в 5 ОРБе ,а остальное в 22 СКА....

Владимир Мельников 3: avakum Авакум, можно так называть или всё-таки по имени? В Брестской крепости ведь все казематы и подземелья наглухо в решётках! Я сам там два дня ошивался, когда из отпуска ехал, убегали, чтобы не попасть в наряд к пограничникам. Ещё раз полазил по Гуглу, по тем самым координатам. http://maps.google.ru/maps?hl=ru&tab=wl Сначала зайти по ссылке, потом в строке поиск по карте скопировать и вставить эти координаты. Получилось забавно, стрелочка указывает место входа в тоннель. N 51°29'30" E 11°55'54"

Сергей: Все посты, не имеющие отношения к теме удалены мною. Прошу придерживаться темы.

04: Сережа! А я так и не поняла.Подземный ход(лошадиная дорога) проходил под моим домом?

Виктор: Сергей пишет: Продолжим... Pferdebahn der Grube „Neuglücker Verein“ Дословно.. Лошадинная дорога ямы (шахты) - " Общество Новое счастье" Хотя возможны и другие переводы Сережа, вероятно, переводить нужно как "конка шахты", т.е. дорога из рельс с лошадиной тягой. Новое счастье - скорее всего местный топоним Нитлебена. Современное значение Pferdebahn - ипподром. Вероятно, озеро в Нитлебене с пляжем и плотиной - затопленная шахта, о которой идет речь.

Виктор: Сергей пишет: Слева поле, не могу перевести - Hiesel поле. (Кто знает -подскажите) Сереж, я прочел как Riesel Feld - поле орошения или орашаемое поле. Виктор

Сергей: Виктор пишет: вероятно, переводить нужно как "конка шахты", т.е. дорога из рельс с лошадиной тягой. В принципе я так ранее и переводил. Но против твоего перевода - ничего не имею против. Виктор пишет: Riesel Feld - поле орошения или орашаемое поле. Вот на левом орошаемом поле на схеме видно что первая стоит H, а не R !! Хотя и уверждать обратного не буду. Может так неясно написано. Тем более тексты старые немецкие от современных очень сильно отличаются. И очень много просто непереводимых слов. А чтобы не "наморозить" лишнего" -стараюсь себя обезопасить, чтобы не упустить чего-то важного. Как пример...Так в частности Бернд Будник, попросил меня уточнить в архивах России один вопрос по немецкому врачу Карлу Риму, который был в Красногорском Лагере для военнопленных в 1946-1949 годах. В пояснение прислал письмо того периода... Мама не горюй!! Лексика, стилистика.. Совсем не так, как мы учили и как знаем (после этого письма могу сказать - я ничего не знаю!) У меня есть много электронных словарей и многих немецких слов там просто нет. Правда есть раритетный словарь немецко-русский (выпуска примерно 1945 года) остался ещё от первого заезда папы с 1951 года. Обалденная вещь! Правда уже все жёлтые страницы и начинают сыпаться от времени. Тем не менее там на современные немецкие слова совсем другой перевод. В частности на одно слово ( о котором я скажу в следующих сообщениях) - вообще нет подобного и смыслового перевода ни в старых ни в новых словарях. Кстати и перевод Riesel Feld в данном случае не орошаемое поле. Меня поправил Франк Шеер. Дословно перевод есть где-то выше. Витя! В принципе я полностью разобрался с историей гарнизона в Хайде ( хоть и в общих чертах). Со всеми ходами-туннелями, какие самолёты здесь были, чем занимались? Были ли какие-то военные действия? Где прятались самолёты? (Есть фото того периода) Вся информация достоверная, из архивов г. Галле и из личных архивов Ф. Шеера. Пичём всё это написано с немецкой пунктуальностью и точностью!!( А то многие пишут о каких-то подземных ангарах?? Заводах??) Есть у меня и карты , точнее снимки 1945 года с американских самолётов разведчиков. (Хотя конечно же полностью знать всё невозможно!) Но исследования продолжаются. Всё понемногу буду опубликовывать, так как постоянно общаюсь и получаю уточнения как у Франка Шеера из Галле, так и у другого Берлинского историка Штефана Бютнера, который написал известную книгу в Германии про все советские аэродромы - Роте плетце. Он кстати прислал и точную карту с расположением аэродрома за танковым полком по нашему гарнизону. Но всё по порядку. ( а то много текста, который надо переводить, а он довольно непростой, да и надо всё систематизировать).

avakum: Сергей пишет: Вот на левом орошаемом поле на схеме видно что первая стоит H, а не R !! Хотя и уверждать обратного не буду. Может так неясно написано Сергей 95 % это буква R.....Внимательно просмотрел.....



полная версия страницы