Форум » Путешествуем вместе » Путешествуем вместе! (продолжение) » Ответить

Путешествуем вместе! (продолжение)

galina: Не знаю хобби это или нет, но не могу оставаться долго дома. Видно чемоданное детство дает о себе знать. Люблю путешествовать по миру и по бывшему Союзу. И нравится даже не столько само путешествие, сколько общение с новыми людьми, а после поездки оформление альбомов с фотографиями и отдельная полка для сувениров. И ожидание новой поездки. Правда с каждым годом становится все страшнее куда-нибудь выбираться из-за террактов Жизнь-это движение.Давайте об этом и поговорим. Где вы уже были и что больше всего запомнилось, куда посоветовали бы съездить.. Думаю, этот разговор многие поддержат

Ответов - 111, стр: 1 2 3 4 All

Galinka:

Сергей: Ну вот, пожалуй, последние зарисовки нашего путешествия по Швейцарии. Паникс Подъем на сам перевал начинается от Вихлена, где сейчас находится танковый полигон швейцарской армии. ( На снимке он справа) Путь проходит по каменистой тропе, в верхней части по снежникам. На перевальной седловине (2407 м) находится хижина, на которой укреплена мемориальная доска памяти доблестным русским воинам фельдмаршала А.В. Суворова. В 1799 году этот переход происходил в очень тяжелых погодных условиях, шел снег, дул холодный осенний ветер. Сотни плохо одетых, полуразутых, голодных солдат с трудом пробивались к перевалу. Кое-кто из раненых не выдержал напряжения подъема и, заночевав на склоне, остался там навсегда. Но самое неприятное ждало на спуске. Точное его направление было неизвестно, и в тумане многие теряли тропу и оказывались на крутых и опасных склонах. Некоторые из них срывались и падали в обрыв. Современный путь спуска по тропе ведет в долину Верхнего Рейна, к селению Пинью (Паникс), где русские войска закончили свой героический переход. Здесь также имеется мемориальная табличка на доме, где останавливался Суворов. Всем спасибо за внимание и терпение!

Galinka: С некоторым опазданием по техническим причинам хочу добавить пару фото напоследок! Тот же перевал Паникс поближе и с местными обитателями. Долго не могла отойти от милого семейства, снимала их! Дорожка мимо белого домика ведёт к воротам национальной военной твердыни,как мы поняли. Рядом-реющий стяг на фоне горного пейзажа. И,наконец,главная обитательница гор--местная бурёнка! Красавица,почти спортсменка! Сколько грации и достоинства! И рядом--её среда обитания: сочная альпийская травка и колода для питья. А ещё нехитрая ограда. Полные впечатлений,усталые,но довольные, мы покатили в обратный путь из этой нереальной идилии! Тут и сказке конец! А кто слушал---МА-ЛА-ДЕЦЦЦ!!!


Лорик: С огромным удовольсвием заходила и буду заходить на эту страничку ! Обязательно смотрю не повилось ли чего-нибудь новенькое. Простите, что не делаю коменты. Но я считаю, что любое путешествие-это радость и удовольствие. И вы это и несёте дорогие спецкоры!!!!!!!!!!!!!!

Виктор: Нашим желанием в путешествии по Швейцарии было найти и почувствовать связь времен в нашей военной истории, нащупать те незримые нити, которые связывают императорскую и рабоче-крестьянскую армии. Вновь и вновь просматривая выложенные и невыложенные здесь фото и видио, в душе возникает чувство гордости за наших солдат и чувство благодарности людям Швейцарии, которые свято чтут память Суворова и его солдат. Их противником были революционные солдаты Бонапарта, с их революционным поведением, о котором в этих горах осталось недобрая память. Наши армия была в Швейцарии 17 дней. И каждый ее путь отмечен памятными досками и обелисками. Особо отмечены места всех ночевок Суворова. Любовь к нему солдат и перенесла их через все четыре перевала, два из которых ни до них, ни после них считаются не проходимыми для армий. Но только не для Армии Суворова. Пастухи утверждают, что дух Суворова витает в горах, он их владелец. Солдаты показали не только идеалы воинской доблести, но и гуманности. В самом начале похода, перед Сент-Готаром, кончилось продовольствие и казна осталась пустой. Выход нашел Великий князь Константин Павлович. Он оплатил все последующие расходы солдат. Представляете теперь жгучее желание французов взять в плен самого Суворова и Константина, наследника Русского престола.... Никто не просил жителей деревни у Чертого моста подарить России землю у Поклонного Креста. Спасибо им. Теперь мы стоим возле Креста на Русской земле, чтим память наших солдат и благодарим и желаем от всего сердца счатья этим удивительным жителям Швейцарии. Много русских побывало в Швейцарии. Вот и опять в Давосе собрались финансисты.... А обыкновенные домик, где ночевал Суворов после перевала Прагель, сильно ветшает прямо на моих глазах. В Альтдорфе мэрия продала тот дом, где три дня был штаб нашей армии. Ветхим стал. Нельзя их корить за это. Они все равно его называют с любовью "Суворовский дом". Но купил его не наш соотечественник..... Нет ничего в Швейцарии от Русского государства в память о величии души русского солдата.... Только частички наших душ. Думается, что там родилась совесть нашей Гвардии. Галинка еще хочет рассказать о памятных местах Суворова в Москве. Заранее благодарны мы ей. Без сомнения, что благодарность России своим солдатам дойдет и до Швейцарии. Будут ухожены их могилы, памятные места. Швейцарцы не откажут Росии в этом. Нам они уже это доказали.

Василий: Galinka пишет: Тут и сказке конец! А кто слушал---МА-ЛА-ДЕЦЦЦ!!! Спасибо!, действительно очень впечатляет...

Galinka: И совсем в заключение темы--Суворовские места Москвы. Это совсем недалеко от нашего дома. На площади Суворова была на днях вечером. Жалко,что плохо видно,зато выразительно! Этими землями с середины 18 века владел граф Салтыков, имея палаты и парк. В 1777г. дворец был взят в казну,где образован Инвалидный дом для офицеров и солдат.С 1802г. здесь--Екатерининский институт благородных девиц( Памятник стоит на фоне дворца).После пожара 1812г. разбита площадь и парк с системой прудов.Сейчас мы видим дворец, восстановленный Жилярди в 1826-27гг. С 1928г.-это Центральный Дом Российской Армии. По сей день. С рестораном,конечно. Площадь называлась Екатерининской,потом Коммуны. В 1982г. переименована в пл.Суворова, в центре которой поставлен памятник работы Комова. Недалеко от этих мест находится Суворовское училище ,и курсанты на площади маршируют по праздникам. На третьем снимке-Театр Армии.Уникальное архитектурное сооружение. Мало того.что зал и сцена самые большие(свободно перемещается военная техника и лошади), сверху здание имеет форму пятиконечной звезды! Для летающих зрителей,похоже!Первый спектакль дан в 1930г.(если не ошибаюсь). Мне кажется Александру Васильевичу здесь нравится! Место с традициями! А в дворцовом парке, который в пяти минутах ходьбы от нашего дома, нечаянно обнаружили ещё один Суворовский уголок! А напротив бюста--часовня памяти Суворова А.В. Центральный округ нашей столицы чтит память легендарного полководца! Что греет душу!

Николай: 8 февраля 2009, г. Багратионовск. 202 года со дня битвы при Прейсиш-Эйлау. Дата не круглая, поэтому местный исторический клуб не делал большой реконструкции сражения. Но из ружей и пушек палили и на месте события рассказывали через мегафон о деталях боя и о том, почему каждая сторона считала себя победившей.

Galinka: БИТВА С ПЫЛУ,С ЖАРУ!

Sergei: Всем здравствуйте.Два месяца рассказывал о Пермском крае на своей страничке.Теперь хочу показать наши благодатные места и здесь.Может быть кому и понравится: ПЕРМСКИЙ КРАЙ Площадь 160600 км кВ. Расположен на северо-востоке европейской равнины и западных склонах Среднего и Северного Урала.99,8 % находится в Европе и 0,2 % в Азии.Граничит с Кировской ,Свердловской областями,Башкирией,Удмуртией и Коми республикой.До Москвы 1386 км. Максмальная протяжённость края: с севера на юг — 645 км; с запада на восток — 417,5 кмКрайние точки:на севере — гора Пура-Мунит (1094 м) — 61°39' с. ш.;на юге — 56°06' с. ш. (около бывшей деревни Ельник Биявашского сельского совета Октябрьского района);на западе — в 1 км от Высоты 236, на водоразделе рек Лэпью, Пелес, Кажим, 51°47' в. д.;на востоке — высочайшая вершина хребта Хоза-Тумп, гора Рахт-Сори-Сяхл, 59°29' в. д. Границы края извилисты и имеют протяжённость более 2 200 км. Климат Пермского края — умеренно-континентальный.Зима продолжительная, снежная. Средняя температура января на северо-востоке края -18,5°C, на юго-западе -15°C. Минимальная температура (на севере края) составила -53°C[2]. Рельеф Пермского края сформировался при образовании Уральских гор около 250 миллионов лет назад и в ходе последующего накопления осадочных пород на кристаллическом фундаменте платформы[3].В западной части края (около 80 % его территории), расположенной на восточной окраине Русской равнины, преобладает низменный и равнинный рельеф.В восточной части края (около 20 % его территории), где проходят Уральские горы, рельеф имеет горный характер: среднегорный для Северного Урала и низкогорный для Среднего Урала. Граница между ними проводится по подножию горы Ослянка (59º с. ш.). Наиболее высокие горы расположены на севере края:Тулымский камень (1 496 м) — высочайшая вершина в Пермском крае;Ишерим (1 331 м)Молебный камень (1 240 м);Ху-Соик (1 300 м)Среди гор Среднего Урала наиболее высокие находятся в хребте Басеги — Средний Басег(993 м Реки Пермского края относятся к бассейну реки Камы, крупнейшего левого притока Волги. В Пермском крае более 29 тысяч рек общей длиной свыше 90 тысяч километров[4][5]. Только две реки в Пермском крае относятся к большим рекам (т. е. имеют длину более 500 км). Это собственно Кама (1805 км) и её левый приток Чусовая (592 км). В Пермском крае 40 рек длиной от 100 до 500 км. Крупнейшие из них:Сылва — 493 км.Вишера — 415 км.Колва — 460 км.Яйва — 403 км.Косьва — 283 км.Коса — 267 км.Весляна — 266 км.Иньва — 257 км.Обва — 247 км. Малые реки (длиной менее 100 км) составляют подавляющее большинство рек края. Некоторые из них имеют историческое значение, например, река Егошиха, в устье которой был основан город Пермь. Пермский край богат разнообразными полезными ископаемыми, что объясняется сложным рельефом горной и равнинной частей края. Здесь добываются: нефть, газ, каменный уголь, минеральные соли, золото, алмазы, хромитовые руды и бурые железняки, торф, известняк, драгоценные, поделочные и облицовочные камни, строительные материалы[6]. Нефть на территории Пермского края была впервые обнаружена в 1929 году в районе Верхнечусовских Городков. К настоящему времени в крае известно более 160 месторождений углеводородного сырья, из них разрабатываются: 89 нефтяных, 3 газовых и 18 газонефтяных. Большинство из них — некрупные. Добыча в основном ведётся в центральных и южных районах. Наиболее освоенные месторождения: Полазненское, Краснокамское, Куединское, Осинское и Чернушинское. Северные месторождения (в районе Соликамска и Березников разрабатываются слабо, так как нефть там залегает на большой глубине под соляными пластами. Уголь добывается в крае более 200 лет. В Кизеловском каменноугольном бассейне добывают каменный уголь, который долгое время играл важную роль в топливном и энергетическом балансе региона. Максимальный объём добычи угля был достигнут в 1960 году и составлял месторождений не проводилась.В Пермском крае расположено Верхнекамское месторождение калийных солей, одно из крупнейших в мире. Там добываются хлористые соли натрия, калия и магния, а также каменная соль. Его площадь составляет 1 800 км², толщина соленосных слоёв достигает 514 м. Главное Сарановское месторождение — единственное в России разрабатываемое месторождение хромитов. Там находятся крупные залежи хромистого железняка. Также ведётся разработка известных с начала XVIII века месторождений железа и меди. Месторождения золота обнаружены на Среднем Урале (Горнозаводский район), бассейн реки Койва) и на Северном Урале (Красновишерский район, бассейн рек Велс и Улс), но в настоящее время не разрабатываются. На севере края, в Красновишерском районе, добывают алмазы. Месторождения алмазов были открыты в Горнозаводском районе в бассейне реки Койва, где в 1829 году был найден первый в России алмаз. Алмазы высокого качества используются в ювелирной промышленности. Также на территории края сущестуют месторождения кварца, цитрина, селенита, мрамора, уваровита[6]. Край богат различными минералами, используемыми в красителях:Волконскоит — редкий глинистый материал, используемые для производства защитно-декоративных красок, эмалей и паст, обычно зелёного цвета. В крае 25 объектов, из них месторождения: Божьяковское, Селинское, Крутоложское, Лапшинское, Ефимятское, Самосадкинское). Наиболее богат волконскоитом Частинский район.Сурик. В крае три проявления железного сурика — Соловинское, Шудьинское (Еловский район) и Пальтинское.Охра. В крае 42 проявления, которые расположены в Березовском, Горнозаводском, Еловском, Кишерстском, Косинском, Кочевском, Кунгурском, Суксунском, Уинском и Чусовском районах, на территории Краснокамска и Александровска. Также в регионе добываются: известняк используется для производства строительной извести. Балансом запасов карбонатов для обжига учитывается семь месторождений: Гора Матюковая, Северо-Шарашинское, Шарашинское, Губахинское, Всеволодо-Вильвенское, Больше-Сарсинское и Чикалинское. Доломит гипс и ангидрит, используются в производстве вяжущих веществ, сухой гипсовой штукатурки, гипсоволкнистых плит, гипсовых панелей, гипсокартона. Высоким содержанием гипса характеризуются залежи Ординского и Уинского района. Месторождения на госбалансе: Чумкасское, Соколино-Саркаевское, Ергачинское, Полазненское, Дейковское, Селищенское, Одиновское и Егоршины Ямы. В Пермском крае 37 объектов керамзитовых глин — легкоплавких вспучивающихся глинистых пород, являющихся основным сырьём для получения керамзита. Они находятся в Гайнском, Кишертском, Кочевском, Красновишерском, Лысьвенском, Октябрьском, Соликамском, Суксунском и Чусовском районах, а также на территориях, подчинённых городам Александровску, Кизелу, Губахе. Самыми крупными являются Санаторское и Костаревское месторождения. Практически во всех административных районах края есть месторождения глин. Наиболее крупные — Комарихинское (Чусовской район), Каменское (Пермский район), Таушинское (Чернушинский район), Балмашевское (Орджоникидзевский район Перми), Батурское (Краснокамск), Калинкинское (Усольский район). Глинистые породы и песок-отощитель являются основой в производстве кирпично-черепичных изделий. Месторождения песков-отощителей являются Букорское (Чайковский район), Еверзиковское (Лысьвенский район), Мокринский район Сединского месторождения (Кишертский район) и участок Ничковского месторождения (Красновишерский район). песчано-гравийные смеси — рыхлое природное скопление окатанных обломков горнрых пород и минералов. GUC применяются в качестве заполнителя бетона и асфальтобетона. В Пермском крае разрабатывается 30 месторождений. Преобладающий тип растительности в Пермском крае — леса. Они покрывают 71 % территории края. Преобладающие породы деревьев — ель и пихта. Доля лиственных пород деревьев возрастает в направлении с севера на юг Особо хочу рассказать о лесах севера края которые тянутся до заполярья.Мы ездили туда за грибами.Грибов и рядышком завались Каждый год предприятием выезжаем.привозим ведрами.Но это .что-то особенное.Ехать до Красновишерска 5 часов.В фотоальбоме есть фотография.Корабельные сосны до неба,серябристый мох.Все как в сказке.Я ,вообщето не грибник и не рыбак,я грибоед и рыбоед.Когда я вышел на поляну то остолбенел.Через 20 минут мои два ведра и плащпалатка были полные.Их не собирать,а косить надо.Стоят плотным строем боровые маслята белые и рыжики.Я как заору-помогите.все знают,что я не любитель таких выездов.Бегут ко мне.Мол ,что случилось.Я говорю :»помогите мне все это собрать.там же встретил 2 леших.Это отдельная история напотом. В Пермском крае насчитывается 62 вида млекопитающих (более 30 из них имеют промысловое значение), более 270 видов птиц, 39 видов рыб, 6 видов пресмыкающихся и 9 видов земноводных Охраняемые природные территорииВишерский заповедникЗаповедник «Басеги» Храмы и монастыри Пермского края Белогорский монастырьСлудская церковь Музеи Пермского края Пермская государственная художественная галерея Пермский краевой музей Музей «Мотовилихинских заводов» Музей истории Пермского государственного университета Музей палеонтологии и исторической геологии имени Б. К. Поленова Архитектурно-этнографический музей "Хохловка" Музей истории политических репрессий "Пермь-36"А еще есть Кунгурская пещера.Про нее отдельно

Sergei: Еще раз попробую выложить фотографии. во.стало получаться,а то верхние не открываются. URL]

Sergei: Кунгурская ледяная пещера:Путешествие по пещере 1. Грот Бриллиантовый 2. Грот Полярный 3. Грот Данте 4. Грот Крестовый 5. Грот Руины Помпеи 6. Грот Морское дно 7. Грот Метеорный 8. Грот Коралловый 9. Дамские слезки 10. Грот Эфирный 11. Грот Титанический 12. Грот Романтиков 13. Грот Длинный 14. Грот Великан 15. Грот Шахтеров 16. Грот Вышка С грохотом закрывается входная дверь. Гулкое эхо прокатывается по 40-метровому бетонному тоннелю. Перед нами настоящая сказка. Недаром первый грот называется Бриллиантовый В лучах прожекторов вспыхивают и переливаются разноцветные огоньки, снежные кристаллы сверкают как алмазы. Потолок и стены грота покрыты густой бахромой изморози . Сверкающие друзы кристаллов достигают в поперечнике 10-15 см. Пышное убранство подземного зала не исчезает и летом. Здесь же в первом гроте находится естественный лаз в пещеру, ныне уже заросший льдом высотою до метра. По нему пробирался Хлебников с туристами. В толще голубого слоистого льда вырублен проход в Полярный грот Раньше, сто лет назад, оба грота составляли один большой, который разделялся лишь каменной осыпью. За красоту и тонкость снежных кристаллов он назывался манжетным. В каменной нише Полярного грота скрывается массивная ледяная колонна, напоминающая застывший водопад. Ее еще описывал профессор М.Я. Киттара 150 лет назад. Больше всего сталактитов и сталагмитов появляется именно в начале пещеры, а также на выходе из нее Продолжив путешествие, мы вступаем в грот Данте. Каменный хаос, ледяное безмолвие напоминают фантастическую картину ада, описанную средневековым итальянским поэтом Данте Алигьере в "Божественной комедии". Вспоминаются строки: Древней меня лишь вечные созданья, И с вечностью прибуду наравне. "Входящие, оставьте упованье Я прочитал над входом, в вышине... (Ад, песнь3.) Далее следует грот Склеп, где тропа делает развилку на Большое кольцо и Малое. По Малому кольцу туристов водят, когда разливаются озера, и заливает Большое кольцо. Это как бы запасной вариант, где нет благоустроенной бетонной тропы, но есть трудные проходы, такие как "Горе толстякам и высоким", где немолодым людям приходится достаточно тяжело. Иногда, по заявкам туристов, там водят экскурсантов со свечами, что создает особый настрой таинственности и романтичности. Название же грота Склеп связано с тем, что когда М.Я. Киттара составлял план пещеры, то на берегу Большого озера он изобразил жертвенник, а в гроте Крестовом, который следует за Склепом, - убежище, сложенное из камней, "каменный домик", "склеп", о котором упоминают многие исследователи пещеры. После разрушения каменного домика название "Склеп" перенесли на небольшой грот, расположенный ближе к выходу. А теперь мы пришли в грот Крестовый,названный так за деревянный крест, найденный здесь. Его видно и на плане И.Г. Гмелина (1733), и на плане С.У.Ремезова (1720). Иконы, крест, жертвенник и каменный домик-склеп послужили основанием легенды о том, что здесь жили отшельники-старообрядцы, скрывавшиеся от преследования официальных властей после реформы патриарха Никона в царствование Алексея Михайловича Романова, тогда же и был построен город Кунгур. После петляющих "Озорных поворотов" , которые действительно подтверждают свое название, туристы вступают в грот Руины Помпеи Нагромождения камней и гипсовых глыб может напомнить судьбу города Помпеи после извержения вулкана Везувия. Среди хаоса камней даже детский взгляд легко находит силуэт черепахи и крокодила. Эта скульптура нерукотворна. Работники пещеры нашли их и умело подсветили, вычленив их нагромождения камней. Продолжим наше путешествие. Следующий грот называется Морское дно Вязь из гипса напоминает картины подводного мира. Вслед за гротом Морское дно, мы вступаем в грот Скульптурный В центре этого грота восседает каменная царевна-лягушка. А в следующем гроте, Метеорном, еще в начале века Хлебников подымался на осыпь и зажигал факел, чтобы посетители могли представить летящий по небу метеор или комету Теперь эту роль выполняет прожектор, но ощущение падающего метеора ли звезды остается. Здесь же туристам показывают абсолютную темноту, где даже кошки ничего не видят. И проверяется это очень просто: достаточно поднести к лицу ладонь и будет видно, что... ничего не видно. Впрочем, люди с нечистой совестью могут увидеть в темноте силуэт Белого спелеолога При входе в следующий грот, Коралловый, все легко узнают силуэт бесхвостого носорога на красном фоне, это тоже причудливая работа воды. А выше носорога можно увидеть профиль графа Дракулы. Прежде чем экскурсанты войдут в грот, Центральный, им предстоит преодолеть трудные ступеньки из ангидрита, так называемые Дамские слезки Дело в том, что Александр Хлебников в 1914 году пригласил посетить пещеру немецкую принцессу Викторию фон Баттенберг с дочерью Луизой. И на этих ступеньках принцессы не раз подымались и падали и, конечно, плакали. Поэтому Хлебников и назвал их "Дамские слезки". Мало того, как гласит предание, принцесса Луиза на этих ступеньках себе разбила коленку, но зато позже, когда выросла, то вышла замуж за шведского короля и стала настоящей королевой. С тех пор у нас существует примета, что та молодая особа, которая разобьет себе коленку на этих ступеньках, может претворить в жизнь мечту каждой девушки - найти принца! Грот Центральныйинтересен тем, что является серединой пути и в нем находится развилка троп на Большое и Малое кольцо. Именно здесь поворачивают туристы на Малое кольцо, когда весной, в середине мая, во время паводка разливаются озера, затопляя Большое кольцо Следующий грот, Эфирный,назван так за постоянную капель, которая, как звуки в радиоэфире, звучит постоянно, и зимой, и летом. Здесь можно хорошо рассмотреть закрытые и открытые органные трубы . В гроте Эфирном можно наблюдать одну из самых крупных "органных труб", высотой с пятиэтажный дом - 18 метров! Прямо под ней находится большая глыба гипса, борозды на которой подтверждают пословицу: "Капля за каплей - камень точит" В очередном гроте, - Мокрая кочка,находится другая "органная труба" Когда не было бетонной тропы, этот грот назывался "Держи калоши". В нем было так грязно, что туристы привязывали галоши бечевками, чтобы не оставить их на глиняной тропе. С другой "органной трубой", которая размещается в гроте Титаническом, связана легенда О Пещерном Духе Грот Титанический интересен еще и Большим подземным озером. Кому- то озеро, благодаря отражению потолка в чистой воде, напоминает затонувшую Атлантиду или легендарный город Китеж, ушедший под воду. А кому-то неподвижные воды напоминают реку Стикс, которая отделяет мир мертвых от мира живых, согласно греческой мифологии. И, кажется, вот-вот послышится всплеск весел и появится на лодке Харон, перевозчик душ умерших через реки подземного царства до врат Аида. Впрочем, лодка на озере иногда появляется, но плавают в ней не туристы, а ученые Академии наук, что проживают и работают в двухэтажном здании недалеко от выхода из пещеры. Раньше, до 1982 года, экскурсанты шли до Большого озера и поворачивали обратно, возвращаясь по Малому кольцу, а в заозерную часть могли только проникнуть ученые и спелеологи на лодках. Но когда в 1967 году шахтеры из Кизела пробили 16-метровый тоннель в заозерную часть, а потом в 1972 году 110-метровый тоннель на выходе из пещеры, туристы стали проходить по Большому кольцу. Благодаря этому теперь они могут полюбоваться Большим озером с другой стороны в гротеХлебниковых, где лучше видна глубина озера. В этих местах женщины по традиции бросают в озеро на счастье... кольца, браслеты, сережки. Но бросать надо умело: надо встать спиной к озеру и кинуть колечко правой рукой через левое плечо, загадав при этом желание. Можно использовать и монетку, но главное: никому о своем желании не говорить и следить, чтобы монетка не отскочила от свода, а упала и попала в глубине. В другом гроте - Романтиков экскурсанты могут любоваться небольшим озером с так называемым сифоном - подводным каналом, который спускается ниже уровня озера и выходит в другом месте. Озеро неглубокое, чуть больше метра, а глубина сифона достигает 4-5 метров. Однако он до конца еще не изучен, хотя по нему пытались проплыть спелеологи с аквалангами, но размеры его не позволяют до конца провести эту рискованную операцию. Иногда сифон называют "Синюшкин колодец", вспоминая сказы Бажова, в котором живет бабка Синюшка. С этим сифоном связана легендаСинюшкин колодец. Дальше находится самый длинный грот в пещере - длиной 200 метров, с целым рядом небольших озер. Здесь располагается вход в заповедную часть пещеры, которую оставляют нетронутой для будущих поколений и научных изучений. В заповедную часть пещеры могут проникать только группы спелеологов под руководством проводника. В одно из озер грота Длинногокапает вода, создавая иллюзию течения. Хотя озер в пещере больше 60, именно это озеро носит название - Озеро девичьих слез. С этим озером тоже связана легенда. Озеро девичьих слез. Следующий грот нашего путешествия - грот Великан Здесь детей встречает Дед Мороз и Снегурочка. Интересно, что елка здесь стоит круглый год. Все это благодаря влажности и стабильной температуре. Отсюда, наверное, и пошло предание, что мужчины в пещере молодеют, а женщины просто не стареют Пора волнений для туристов наступает в следующем гроте Шахтеров, где слева от тропы большое нагромождение камней, словно отвалы из шахты. Да и тропа называется не просто - "Тропа обреченных" Камень грешников Грот Вышка - последний грот. Его назвали так потому, что он выше всех остальных гротов над уровнем реки. Зимой его называют "Сказочным", когда он, напоминая первый "Бриллиантовый" грот, покрывается снежными кристаллами а на полу, словно грибы, растут сталагмиты. Лучшим временем для посещения пещеры считается февраль, март, апрель. В мае это убранство начинает таять, хотя летом в нем все же достаточно холодно: от 0 до -1 градуса. Поэтому его и называют в летнее время - грот "Холодрыга". Наше путешествие подошло к концу. Мы прошли 16 гротов и 1,5 км. ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Galinka: Во! Теперь с картами,на научной основе! Спасибо за красоты! После твоих выкладок может прибавиться работы местным туроператорам!

suhanovamama: Роскошная панорама. Придется только пожалеть, что в свое время я не смогла получить назначение в Пермскую область( просилась после окончания вуза на север и выбрала этот край из шести, предложенных на выбор). Украинское министерство не отпустило. Кстати в нашем классе из Перми была Лида Подрезова, а из более позднего выпуска -- ее сестра Таня.

Сергей Т.: Серега, очень хорошая работа! Просмотрел и прочитал с удовольствием.

Sergei: Серега,спасибо за оценку.Я тебе грибы обещал,но это позже.перетащу пока прошлые сообщения.Тем более,что первая реакция положительная.Продолжу о Кунгурской пещере. ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Sergei: Ну ,вот,и все.Далее расскажу о турристических маршрутах по Пермскому краю.

Galinka: Это что-то невероятное!

Sergei: Галя,покажу часть маршрутов предлагаемых местными туроператорами:

Света А: Сережа, очень красивые ф-ии! Спасибо!

Sergei: ИЗБА ИГАШЕВА В 45 км от г. Перми, возле села Хохловка, на живописном высоком мысу, с трех сторон омываемом водами Камского водохранилища, расположен причудливый деревянный городок – это Пермский архитектурно-этнографический музей-заповедник под открытым небом. Здесь, на площади в 42 гектара, перед посетителями предстают 19 памятников деревянной архитектуры Пермской области конца XVII - начала XX вв. Во многих из них размещаются интерьеры и выставки, создаваемые научными сотрудниками музея. ЦЕРКОВЬ БОГОРОДИЦКАЯ. 1694 г из с. Тохтарёво Суксунского района Замечательный образец строительного искусства, редкий памятник русского деревянного зодчества конца XVII в. Располагалась в церковном комплексе (две церкви и колокольня между ними) на берегу Сылвы, в древнем селе Тохтарёво. "Жемчужина прикамского деревянного зодчества", "памятник, покоряющий своей простотой и изяществом", - какими только эпитетами не награждают специалисты и экскурсоводы эту пострПо типу церковь принадлежит к древнейшим клетским храмам, имеет алтарь, трапезную и паперть. Пятистенный алтарь перекрыт бочкой, над которой размещается главка. Главы (центральная и алтарная) и бочка крыты деревянной черепицей-лемехом. Церковь двухэтажная. Подклет весьма вместительный - высота его более трех метров - служил для хранения зерна, сельскохозяйственных орудий труда, даров церкви. На втором этаже проходила служба. Обмер памятника выполнен архитектором ВПНРК В.А. Рябовым в 1973 г, им же выполнен проект реставрации. Богородицкая церковь была перевезена на территорию музея и отреставрирована в 1980 -1981 гг. Работы вела опытная бригада плотников-реставраторов под руководством А.Ш. Асылова, которая восстанавливала многие памятники на территории музея. В процессе сборки и реставрации первоначальный проект был скорректирован в Пермской СНРПМ архитектором Г.Л. Кацко. Внутреннее убранство церкви чрезвычайно простое: скромные лавки, небольшой помост - солея для службы. Иконостас не дошел до наших дней. Сравнительно большое пространство трапезной и храмовой части позволяет открывать здесь интересные выставки, среди которых наиболее известны: "Деревянная архитектура Прикамья" (автор Л.М. Вахрушева, художник Е.Д. Шелонников), "Поддужные колокольчики XIX-начала XX в." (авторы А. . Кожевников, В.А. Горяева, художник Е.Д. Шелонников), "Игрушка народов СССР" (авторы А.В. Кожевников, Л.В. Агафонова, художник Т.И. Зенкова) и др. ЦЕРКОВЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ. 1707 г. из с. Янидор Чердынского района В 1985 году на территории музея был восстановлен уникальный памятник деревянного зодчества - церковь Преображения из с. Янидор Чердынского района (1702). Автор проекта реставрации - архитектор Б.А. Побоженко, который был среди тех, кто разбирал памятник в Янидоре, маркировал бревна, а затем собирал его на берегу Камского залива вместе с бригадой плотников-реставраторов во главе с В.Н. Русских. Ещё в 1956 г. памятник был обмерен и обследован архитектором Б.В. Гнедовским. Церковь вознесена на высокий подклет - хозяйственный этаж, в котором по рассказам старожилов, ещё в прошлом веке хранили пушнину. Церковь Преображения - тип клетского храма "кораблем", т. е. все три части ее вытянуты в одну линию (высота храма 2,3 м). В центре-четверик. Совершенно необычно завершается центральная часть памятника: на клинчатой кровле - крещатая бочка с главой - единственный пример в русской деревянной архитектуре, сохранившийся до нашего времени. Это чрезвычайно сложная конструкция, требовавшая от мастеров необыкновенно точной разметки. С востока прирублен алтарь, с запада -трапезная. Стены сложены из отборного кондового леса. Брёвна тщательно пригнаны друг к другу, поэтому ни мох, ни другой утеплитель не требовались. Огромные, в обхват толщиной стволы переплетены чисто и тонко. Строители постепенным выпуском брёвен уширили верхнюю часть сруба. Получились повалы, которые зрительно поддерживают кровлю, создают впечатление устойчивости и равновесия. Лёгкие части постройки - главы, бочки - покрыты деревянной чешуёй - лемехом. Материалом для лемеха служила свежесрубленная осина. Со временем, высушенный солнцем и ветром, лемех приобретал серебристый оттенок. Очень интересен интерьер церкви - великолепный портал ведёт из галереи в трапезную, потолки из толстых плах, добротные пристенные скамьи, резные косяки, алтарные преграды. Церковь срублена без единого гвоздя (прибиты только лемешинки), всё держится при помощи пазов и врубок. СТОРОЖЕВАЯ БАШНЯ. XVII в. из с. Торговище Суксунского района. Первый памятник перевезённый в Музей "Хохловка" - сторожевая башня из с. Торговище Суксунcкого района (XVII век, копия 1905 год) входившая в состав Торговищенского острожка располагавшегося на водном пути - реке Сылве, вблизи Сибирской дороги. Рубленный в 60-е годы XVII в., острожек служил опорным пунктом против набегов местных племён. Острожек был окопан рвом и обнесён частоколом с восьмью сторожевыми башнями. Центральная проезжая башня, по словам старожилов, имела ворота, которые закрывались на огромные замки, из-за чего село было прозвано "Торговище - запёртые ворота". В народе эта башня была прозвана "пугачевской" - один из пугачёвских отрядов осадил острожек и сжег его, но проезжая башня уцелела и была перенесена на новое место. Но в 1899 г. башня сгорела во время пожара и крестьяне в 1905 г. восстановили её своими силами. В музей "Хохловка", сторожевая башня стала первым памятником, реставрированным на его территории (1972 г.). Автор проекта реставрации - архитектор Г.Д. Канторович. Башня имеет в основании четверик, рубленный из кондового леса. С северной стороны верхняя часть четверика нависает над нижней. Через образовавшиеся между ними отверстия защитники крепости кидали в нападающих камни, лили кипящую смолу. Из четырёхскатной крыши вырастает восьмерик с окнами на все стороны горизонта, увенчанный шатром. Первоначально шатёр и четверик были крыты "красным" тёсом (из хвойных пород дерева). Наверху размещалась дозорная вышка ("смотрельня"), крытая небольшим шатром. На вышку внутри башни вела широкая с перилами лестница. Венчал башню резной деревянный двуглавый орёл. Памятником деревянного оборонного зодчества интересовались многие известные исследователи древнерусской архитектуры. Впервые сторожевую башню описал в 1838 году А.Г. Глаголев в "Кратком обозрении древних русских зданий и других отечественных памятников". Позже о ней писали В.П. Поляков и М.Н. Красовский. Её фотография опубликована И.Э. Грабарем в "Истории русского искусства". КОЛОКОЛЬНЯ. 1781 г. из д. Сыра Суксунского района. Единственная сохранившаяся на территории Пермской области деревянная шатровая колокольня. Рублена способом "в лапу" восьмериком прямо от земли. Над восьмериком - звонница с девятью столбами, поддерживающими шатёр, крутой, высокий, с резными полицами, наверху - барабан и луковичная главка, крытая серебристыми лемешинками - чешуйками. В 1972 - 1974 г г. перевезена и восстановлена на территории музея. Автор проекта реставрации архитектор Г. Д. Канторович . ИЗБА КУДЫМОВА. XVIII в. из д. Яшкино Юсьвенского района. Коми-пермяцкая изба "керку" Пав ена на территории музея "Хохловка" в 1974-1975 гг. Авторы проекта реставрации Г.Л. Кацко и Т.К. Муксимов. Авторы интерьера научные сотрудники музея Н.П. Заякина и К.М. Соболева, художник Е.Д. Шелонников. Высоко поднятые над землей окошки, вместительный подклет - все приспособлено для жизни и хозяйствования большой семьи в условиях севера. Такие избы рубили обычно в "помочь", созывая родственников и соседей. Большого мастерства требовало сооружение крыши: собирали ее без единого гвоздя. Тесины кровли одним концом упирались в выдолбленные желоба-потоки, поддерживаемые крюками - "курицами"; в желоба стекала с крыши талая и дождевая вода. Вверху тесины забирались под массивное бревно - "охлупень". Он был замком всей конструкции, под его тяжестью удерживались тесины; берестяная' прокладка под стыками тесин предохраняла крышу от протекания. Наряд избы прост, даже суров, лишен декоративного убранства. В избе нет перегородок, отдельных комнат. Здесь и кухня, и передний красный угол, и прихожая - подпорожье. Поражает высота бревенчатого потолка (высота от пола 3,3 м). Вероятно, изба раньше была курной, т. е. топилась "по черному". Позднее поставили белую глинобитную печь. Она занимает почти четвертую часть объема избы. Площадь избы невелика, около 25 м2. Однако здесь жила большая семья - более десяти человек, и у всех было свое место во время работы, обеда, сна... В избе создан интерьер крестьянской избы: стол, покрыт скатертью, на нем - долбленая чашка, солоничка - уточка, ложки. Рядом зыбка на березовом шесте. Тут же светец, разноцветные пояса-опояски, кушаки. Большое место на полках и лавках занимает кухонная утварь. Вся крестьянская утварь, разместившаяся по лавкам и полкам относится к концу XIX - началу XX вв. Она была собрана в деревнях Юсьвннского района, из которого вывезена изба П.И. Кудымова, а также в Косинском, Кудымкарском районах Коми-Пермяцкого автономного округа. В состав коми-пермяцкой усадьбы П.И. Кудымова, кроме избы, входят амбар, ледник, баня, изгородь, ворота. ГУМНО С ОВИНОМ. 1920 г. из с. Ошиб Кудымкарского района. Гумно с овином из с. Ошиб были совмещены в одном помещении - большом бревенчатом сарае, построенном по типу забирки. Для прохода и проезда на гумно в стенах во всю их высоту сделаны большие одностворчатые ворота. Ямный овин находится внутри гумна и состоит из ямника и "садила" - сруба, рубленного в обло с остатком. В 1978 году овин был снесён, а в 1981 году восстановлен на территории музея. Авторы проекта реставрации архитекторы В.Ф. Шадрин и В.Н. Муксимов. Эта типичная хозяйственная постройка для сушки снопов, их обмолота и веяния. Располагаемая внутри экспозиция построена на подлинных материалах фондовых коллекций областного музея и филиала "Хохловка". Интерьер и выставки последовательно раскрывают главные этапы обработки зерна. Автор интерьера Л.М. Вахрушева, художник Ю.А. Новиньков. ПОЖАРНОЕ ДЕПО. 1930-е гг. из д. Скобелевка Пермского района. Построено в 30-е годы XX века на окраине д. Скобелевка, что в 6 км от музея. Это типичная для сел Южного Прикамья общественная постройка первой трети XX века. В 1976-77 гг. перевезено и восстановлено на территории музея. Автор проекта реставрации архитектор В.Ф. Шардин. По своей конструкции пожарное депо повторяет традиционные постройки подобного назначения, созданные в XIX в. Прямоугольное в плане здание с выступом с юго-запада, перекрыто двускатной тесовой кровлей. К нему примыкают служебные помещения-конюшни, комната для пожарного расчета. На уложенные в стены балки опираются столбы дозорной вышки - смотрильни, где под низеньким шатром висит небольшой колокол. Внутри депо оборудована выставка "Интерьер сельского пожарного депо" (авторы К.В. Грачев, К.М. Соболева, художник Е.Д. Шелонников). Материалы для экспозиции собраны сотрудниками музея в Пермском, Оханском, Соликамском, Чусовском районах области. Представленные экспонаты позволяют посетителям познакомиться с историей сельской пожарной охраны в нашем крае в конце XIX-первой четверти XX вв. Крестьянство Пермской губернии несло от пожаров большие убытки, составлявшие в конце XIX века в среднем 1,5 млн. рублей в год. Борьба с пожарами была насущной необходимостью. В середине 90-х годов XIX века пермское земство приступило к созданию пожарных дружин в селах губернии и снабжению их пожарным инвентарем. В 1906 г. такая сельская пожарная дружина была организована в селе Скобелевка, она состояла из 23 человек. Интерьер пожарного депо показывает типичный пожарный обоз. В его состав входят телеги и сани с ручными насосами от фирмы "Сонин Пермь", двуколки с установленными на них бочками для воды. Здесь же показаны и другие средства пожаротушения: багры разных размеров, ломы, топоры, ведра, переносные лестницы; на стенах развешана необходимая конская упряжь. Подобные обозы были в крупных селах, там, где создавались пожарные дружины. АМБАР ДЛЯ ЗЕРНА. 1906 г. из с. Хохловка Пермского района. Прямоугольный в плане (13х6,5 м) сруб поставлен на невысокие столбики из местного известняка. Углы рублены в обло с остатком. Вдоль боковых стен отгорожены сусеки для хранения зерна, по четыре отделения (закрома) с каждой стороны. Крыша четырёхскатная с тесовой кровлей по настланным стропилам. МИХАЙЛОВСКИЙ СОЛЯНОЙ ЛАРЬ. 1880-е г г. из г. Соликамска. Редкий образец деревянного промышленного зодчества и памятник истории солеваренного производства в Прикамье конца XIX в. Соляной ларь - бассейн для хранения рассола и его распределения по варницам. Михаиловский соляной ларь - изба на подклете с тесовой двускатной кровлей. Основной "этаж" - глухой деревянный чан, наполняющийся раствором. Выполнен из плотно подогнанных брусьев. Чан стянут специальной конструкцией, чтобы стены не выпучивало. Ларь весом более 100 т, по предложению пермских реставраторов, перевезен в музей без разборки на барже и установлен в 1975 году. Автор проекта реставрации - архитектор Т.К. Муксимов. НИКОЛЬСКИЙ СОЛЯНОЙ АМБАР. 1880-е гг. из г. Соликамска. Самая крупная постройка соляных промыслов. Восстановлено три отсека соляного амбара. Прямоугольный план. Бревенчатые стены разделяют амбар на шесть секций. Стены рублены в обло с остатком, от выпучивания укреплены деревянными стойками, установленными попарно и стянутыми железными хомутами. Перевезён из города Соликамска, в 1979-1980 гг. проведена сборка и реставрация. Автор проекта архитектор Т.К. Муксимов. НИКОЛЬСКАЯ СОЛЕВАРНЯ. 1880-е гг. из г. Соликамска. Солеварня - главное производственное здание промыслов. Это квадратный в плане сруб, перекрытый четырёхскатной крышей с деревянной вытяжной трубой посредине. Внутри печь, над которой установлен цирен - металлический противень - жаровня. В ней выпаривали соляной рассол. Над циреном деревянные полати для сушки соли. Перевезена в музей в 1982 г. Автор проекта реставрации архитектор Т.К. Муксимов. ВЕТРЯНАЯ МЕЛЬНИЦА. XIX в. из д. Шихари Очёрского района. Редкий образец русского деревянного зодчества первой половины девятнадцатого века, последняя в Пермской области ветряная мельница, одновременно является памятником истории сельскохозяйственного производства в Прикамье. Построил ее зажиточный крестьянин К. Рахманов, затем она принадлежала его детям и внукам, а в годы коллективизации перешла в колхоз "Красный боец". Шатровая мельница с вращающимся оголовьем, рублена "в лапу" восьмёриком от земли. При помощи системы шестерён, стояка и колёс с пальцами движение ветряка передаётся на жернова. Размеры наибольшей грани в основании 3,35 м, высота сруба 8,5 м. Свое необычное название "шатровка" она получила благодаря конструкции основания: восьмигранный сруб, рубленный без остатка, "в лапу", напоминает шатровое завершение северных культовых построек. Сложная конструкция мельницы - шатровки отрабатывалась, оттачивалась веками. По словам известного советского архитектора А.В. Ополовникова, старинные ветряки - "это клад крестьянской премудрости и смекалки", венец крестьянской инженерной мысли. Так как ветер часто менял свое направление, сельские мастера придумали особую конструкцию крыши - оголовье. Его вместе с крыльями можно было повернуть в нужную сторону по отношению к ветру, вокруг своей оси. "Вертели крышу" с помощью специального рычага - хобота. Под напором ветра через сложную систему шестереночных передач и вертикальный вал движение крыльев передавалось на жернова - сердце мельницы. В 1977 году перевезена из деревни Шихири Очёрского района на территорию музея. Руководитель проекта реставрации архитектор Г.Л. Кацко. Работы по реставрации мельницы проходили в 1977-1978 гг. по проекту сотрудника реставрационных мастерских А. Федотова и инженера В.В. Коробейникова. В мельнице на втором ярусе открыта выставка, "Ручная обработка зерна крестьян Прикамья конца XIX-начала XX в." (автор Л.Ю. Семенова, художник Ю.А. Новиньков), которая рассказывает о мукомольном производстве в дореволюционное время. Выставка тематически связана с интерьером, созданным в гумне с овином, привезенном из д. Ошиб Кудымкарского района. "Плохой камень разорит, хороший обогатит", - говорили в народе. И искали крестьяне вязкий, пористый, мелкозернистый камень - бледно-голубой песчаник. На нижнем ярусе находится мелющий механизм. Зерно из мешков мельник засыпал в деревянные ковши-воронки, из них оно поступало на жернова и перетиралось. По узкому лотку мука ссыпалась в мучной ларь. В небольшом закутке - чадовке мельник хранил свой рабочий инструмент, мог обогреться в студеный день у небольшой чугунной печки. РАССОЛОПОДЪЁМНАЯ БАШНЯ. XIX в. из г. Соликамска. Перевезена на Усть-Боровской сользавод с Островского завода. Представляет собой квадратный в плане сруб 9х9 м и высотой 12 м. Перекрыт четырёхскатной кровлей, незамкнутой в коньковой части. Квадратное отверстие в центре кровли делалось для выхода штанги насоса и "глаголя". Устойчивость сруба обеспечена сжимами стен и утонением башни в высоте. Насосный механизм не сохранился, оставлены в интерьере рассольная труба и желоб для подачи рассола. Бурение скважины продолжалось от 3 до 5 лет. В землю загоняли трубу-матицу из соснового бревна диаметром 62 сантиметра. По ней бадьями поднимали рассол. с XVII века стали применять насосы, для чего над скважиной стали сооружать рассолоподъёмные башни. В пристрое башни ходила по кругу старая слепая лошадь и приводила в действие насос, который высасывал из скважины рассол. В 1974 г. перевезена на территорию музея. Автор проекта реставрации архитектор Г.Д. Канторович. ДОМ УСАДЬБЫ СВЕТЛАКОВА. 1920 г. из д. Дёма, Кочёвского района ОХОТНИЧЬЕ СТАНОВИЩЕ. 1996 г. Особенность этого сооружения состоит в том, что оно не привезено в музей из какого-либо прикамского глухого угла, а специально спроектировано институтом "Спецпроектреставрация" - главный архитектор проекта - Е.Ю. Барановский, г. Москва. Работы по строительству комплекса выполнены ТОО "Майк", г. Пермь. Охота как древний промысел часто составлял основной источник существования жителей северных районов. В процессе развития охотничьего промысла исторически сложились определённые типы охотничьих построек, предназначенных для хранения провианта (кладовые - "чамья"), для проживания и ночлега (охотничьи избушки - "пывзен"). Охотничьи становья обычно размещались в глубине леса а их местоположение держалось в тайне, тропинки ведущие к становищу были незаметными. Особенностью охотничьих становий было то, что кладовые для хранения одежды и провизии располагались рядом с охотничьей избушкой, а лабазы для хранения добычи устраивались скрытно на удалении в глухом уголке леса. Лабаз на одном столбе выполнен из тонких брёвен сосны диаметром около 15 см (нижние венцы) и колотых плах, изготовленных из брёвен большого диаметра, толщиной 10 см. Пол и кровля - из досок (имитация колотого тёса), поверх слоя досок кровля покрыта несколькими полотнищами бересты в нахлёст, а поверх бересты, в качестве гнёта уложены берёзовые жерди, очищенные от коры. Лабаз установлен на спиленном стволе ели диаметром около 40 см. Для защиты от грызунов ствол подрублен, а для залезания вовнутрь в ствол зарублена перекладина. Лаз устроен в задней части сруба и закрыт изнутри двумя досками, которые можно поднимать и снимать в низ, открывая лаз. Лабаз на двух столбах "чамья" установлен на двух вкопанных столбах. Верхний сруб выполнен из сосновых колотых полубрёвен диаметром до 20 см. Пол из досок зажат между брёвнами сруба и нижними опорными брёвнами. Лаз, согласно аналогу, устроен в средней части пола и закрывается выдвижной доской. Для залезания вовнутрь столбы соединены врубленными жердями, образующими подобие лестницы. Кровля из двух слоёв колотого тёса, на концах прижатого гнётами из полубрёвен. Охотничья избушка "пывзен" выполнена из сосновых брёвен. Квадратный сруб 3,3 х 3,3 м. покрыт потолочным накатом из полубрёвен, пол также из полубрёвен приподнят над землёй. Сруб установлен на валунах и пазухи под окладным венцом также заложены валунами. На переднем фасаде верхние брёвна боковых стен выдаются вперёд, образуя залобник над входом. Кровля крыта колотым тёсом в два слоя, с прокладкой бересты. Тесины положены на бревенчатые клетки, устроенные на потолком, образуя пологие скаты. Внутри избушки - печь-каменка, сложенная из валунов в деревянной клетке - опечье, рядом с ней широкие нары, вдоль противоположной стены - лавка. По стенам устроены крюки и тычки из дерева, вешало из жерди для развешивания шкур, одежды, охотничьего инвентаря. У каменки - пока -наблюдник. Входная однопольная дверь - на вереях. Навес над очагом-костром состоит из низкого бревенчатого основания, служащего укрытием от ветра, и собственно навеса из жердей, уложенных на перекладину, зарубленную в ствол сухого дерева и в столб, вкопанный с другой стороны бревенчатого основания. Жерди - сухие ели. Под навесом устраивается макет "нодьи" из двух кедровых сушин. В 1981 году для детализации генерального плана музея "Хохловка" были привлечены специалисты Московского проектного института. Они предложили выделить в составе музея три территориально - этнографические зоны - Коми - Пермяцкий сектор, Северное и Южное Прикамье, и два комплекса: солепромышленный -сооружения Усть-Боровского завода из г. Соликамска (технологическая ячейка) и сельскохозяйственный с амбарами, овином, гумном, мельницами, полями. В основу экспозиции каждого из секторов было положено характерное для того или иного народа, края типологическое поселение, а также объекты, связанные с традиционными занятиями народов: земледелием, охотой, рыболовством, различными промыслами по обработке дерева, камня, металла, глины, кож и т.д. Проведенные исследования позволили архитекторам разработать несколько вариантов размещения будущих секторов и комплексов на территории музея "Хохловка", которые были рассмотрены на научно-реставрационном совете объединения "Росреставрация" в Москве. Почти у самой Камы, в наиболее живописном природном уголке музея, размещен уникальный архитектурный ансамбль промышленных сооружений, связанных с древним промыслом нашего края - солеварением. История солеварения в Прикамье насчитывает свыше пяти веков. Первый промысел был основан еще в начале XV века, а с XVI века пермская соль, или "пермянка", становится известной во многих районах Русского государства. Основными районами солеварения в Прикамье были Соликамск, Пыскор, Дедюхин, Ленва, Усолье. Все постройки соляного комплекса вывезены из города Соликамска с Усть-Боровского солеваренного завода, основанного в 1882 году промышленником А.В. Рязанцевым - интересно, что "рязанцевские солеварни" закрылись недавно, в январе 1972 года. Здесь сосредоточен весь технологический процесс получения соли: от выкачивания рассола из скважины до погрузки. Рассол выкачивали из-под земли. Для этого сооружали скважину, бурение которой продолжалось от 3 до 5 лет. В землю загоняли трубу-матицу из соснового бревна диаметром "с край на край аршин без двух вершков" - 62 сантиметра! По ней бадьями поднимали рассол. С XVII в. стали применять насосы - над скважиной появился сруб рассолоподъемной башни, прототипом которой, как полагают некоторые исследователи, послужила башня крепостная. Комплекс вывезен на барже из Усть-Боровского солеваренного завода Соликамска, где еще в XV веке варили знаменитую во всем мире соль-пермянку. Авторы проекта реставрации архитекторы Г.Д. Канторович, Г.Л. Кацко, Т.К. Муксимов. Соляной комплекс включает несколько построек: 12-метровую рассолоподъемную башню, соляной ларь-отстойник, в который по деревянным трубам самотеком переливался рассол. Ларь весом более 100 т, по предложению пермских реставраторов, перевезен в музей без разборки. Из ларя рассол поступал в варницу, внутри которой расположена печь, а над ней на цепях укреплялся цирен - чугунная сковорода, где и выпаривался рассол. Длина соляного амбара составляет 28 м. Амбары ставили на "ряжи" - бревенчатые клети, которые предохраняли соль от намокания во время разлива реки, - и делили на отсеки - закрома, куда соль загружали сверху. Согласно проекту, Коми-Пермяцкий сектор размещается у входной зоны на месте нынешней д. Гора. В него входят 5-6 крестьянских усадеб, в том числе усадьба зажиточного крестьянина и изба бедняка, зимовье охотника и другие объекты. Выше размещается сектор "Северное Прикамье" с уникальными деревянными постройками, замечательными образцами жилой архитектуры. В основу планировочной структуры русского поселения принята застройка с. Янидор Чердынского района. Здесь предусмотрен показ транспортных средств - лодок, барж, телег, саней, волокуш, которые широко применялись в хозяйстве северных народов. Ядро сектора "Южное Прикамье" составляют колокольня, привезенная из с. Сыра, островерхий шатер которой виден издалека, и Богородицкая церковь из с. Тохтарево (рублена в 1694 году), покоряющая своей красотой и изяществом. Оба памятника вывезены из Суксунского района и установлены на самой высокой точке полуострова. Вокруг них разместятся усадьбы, хозяйственные сооружения. В этой части музея будут широко представлены крестьянские ремесла и промыслы, найдут отражение культура и быт не только русского, но и татарского и других народов.



полная версия страницы